К подбору игрушек нужно подходить ответственно. Они должны с одной
стороны увлекать и занимать ребенка, а с другой — развивать, обогащать
его личность, не искажая представления ребенка о мире.
До
двух-трех месяцев малышу нужны яркие разноцветные игрушки, которые
подвешиваются над его кроваткой или коляской таким образом, чтобы ему
было удобно на них смотреть, следить глазами за их движением.
С
двух-трех месяцев в кроватку крохи можно ставить специальный турничок,
на котором закреплены по геометрической форме, образу (бабочки, рыбки),
цвету, материалу (пластик, дерево, ткань) игрушки-подвески, обладающие
звуковыми, световыми, двигательными эффектами, стимулирующие ребенка
тянуться к ним ручками. В этом возрасте малыш совершает хаотичные,
неосознанные движения руками и может лишь случайно касаться предметов.
Но, став постарше, видя игрушку, подвешенную на небольшом расстоянии от
его груди, он сам тянет к ней руки. Задача родителей - обращать внимание
малыша на эти особенности игрушек, называть их.
Родителям
необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша - быть
не меньше 4 см. в диаметре, не иметь мелких деталей, чтобы он не смог
ее проглотить. У игрушки не должно быть острых углов, а материал, из
которого сделана игрушка, должен быть токсически безопасным. Обратите
внимание на то, чтобы на игрушках не облезали краска, лак.
Достижением
малыша четырех-пяти месяцев является умение хорошо хватать игрушки и
долго заниматься ею. Главная цель действия ребенка с игрушками в этом
возрасте - исследование ее разнообразных особенностей - формы, цвета,
звука и т.п.
Первые игры обязательно должны проходить с участием
родителей. Малыш охотно их слушает, отвечает на их реплики, повторяет
или продолжает действия с игровыми материалами.
Когда ребенок уже
хорошо может хватать и подолгу заниматься игрушкой, подвешенной над
кроваткой, его следует учить переворачиваться со спины на живот.
Конечно, это удастся ему не сразу, нужно помочь малышу в этих попытках.
Можно предложить ребенку резиновую кошечку, лошадку, собачку, другие
фигурки или погремушки, которые малыш сможет легко удержать в руке.
Стремясь к игрушке, ребенок выполнит нужное действие.
С шести
месяцев "пытливому исследователю" можно предложить специальный игровой
центр, который надо класть перед малышом или подвешивать к бортам
кровати, позволяя ребенку действовать самостоятельно, извлекая из его
компонентов - образов - различные звуки, добиваясь включения или
выключения световых эффектов. В этом прекрасным подспорьем может стать
плоскостной развивающий коврик, на котором изображены полуобъемные
игрушки, сделанные из разных по фактуре материалов (шелк, мех, пластик) и
с разными наполнителями (пластиковые горошины, целлофан и другие), а
кроме того, еще и звучащие. Эти необычные эффекты привлекают внимание
малыша, побуждая его вновь и вновь повторять действия за взрослыми,
развивают тактильную чувствительность.
Ребенок, выполняя таким
образом разнообразные движения, довольно быстро начинает самостоятельно
поворачиваться с боку на бок, а затем садится, ползать. Для такого
подросшего малыша хорошо на время игр иметь детский стульчик с
достаточно большим столиком, манеж, в котором по стенкам вешают игрушки
(по одной с каждой стороны).
С семи-восьми месяцев, когда ребенок
уже может ползать, его необходимо спускать на пол, на чистый хорошо
моющийся ковер или специальную подстилку.
В
одиннадцать-двенадцать месяцев малыш уже делает свои первые шаги.
Заинтересовать и помочь ему в этом также можно с помощью игрушки. В этом
возрасте ребенку особенно интересны вещи, при воздействии на которые
возникают различные эффекты - шум, треск, грохот, звуки голоса
животного. Маленький ребенок в этом возрасте - большой исследователь.
Ему нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой,
просовывать игрушки в отверстия, открывать и закрывать крышки или
дверцы. Эти действия удовлетворяют потребность малыша в познании. Также
для забавы малыша подойдут заводные и механические игрушки - клюющая
курочка, играющий на балалайке медведь, передвигающийся бычок,
паровозики, шарики и мячики.
В играх особая роль отводится
взрослым. Родители, улыбаясь, называя малышу игрушки, ее свойства,
объясняют свои действия, побуждают его к эмоциональному отклику. Кроха с
большим удовольствием будет рассматривать игрушки в виде животного -
глазки, носик, различные яркие детали наряда: бантики, шляпу т. д.
Когда
ребенок научится устойчиво стоять на ногах, ему понадобятся игрушки,
которые можно тащить за собой на веревочке или катить перед собой. Он с
интересом наблюдает за действиями игрушечных котят, которые по мере
движения игрушки-каталки поочередно высовываются из башмачков, порхающих
бабочек, подпрыгивающих медвежат. Ему будет интересно везти за собой
лошадку, потянуть за кольцо и извлечь звуки, напоминающее ржание (звуки
не должны быть слишком резкими, пугающими). Через игрушки происходит
ознакомление с миром животных. Для этого можно купить ребенку фигурки,
изображающие разных его представителей - диких и домашних животных. С
ними он будет охотно играть в комнате, в ванной, на прогулке. При
покупке таких игрушек взрослым нужно обратить внимание на их свойства:
величину, цвет, форму, способность двигаться, издавать звуки - все это
обогатит представления ребенка об окружающем мире.
До двух лет
ребенка не занимает эмоционально-смысловые значение игрушки. Его
интересует, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого
возраста любят подолгу повторять действия с одним и тем же предметом.
Это объясняется тем, что они проявляю интерес к его разным свойствам.
Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на
другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в
коробочку и закрыть. Если вы заметите, что ваш ребенок играет подобным
образом, не прерывайте его, не считайте такие действия пустыми и
однообразными. Они помогают малышу увидеть новое в знакомых предметах,
подняться на более высокий уровень обобщения своих знаний. Вы и сами
можете поддержать интерес ребенка к разному использованию знакомых
предметов и игрушек, показывая ему, что можно с ними делать.
Надежда
Реуцкая, старший научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.
В. Запорожца Журнал "Мама и Малыш"